Московская торговля уходит под землю

Дело не пойдет, если вовремя не заручиться поддержкой государства, точнее, государственных структур, имеющих право вето на подобные . Так, в конкурсе на лучший план комплекса под Манежной площадью участвовали и именитые российские архитекторы, и компании-проектировщики из Франции, Голландии, Польши, других стран. Но победителем неожиданно для всех оказался архитектор Борис Улькин, прежде известный как проектировщик подземных аэродромов, шахт и стартовых ракетных площадок. Несмотря на отсутствие опыта в сфере коммерческой , он обладал одним крайне важным преимуществом - "допуском". Для первой подземной стройки, да еще под стенами Кремля, этот козырь оказался решающим. Традиция, возникшая в силу данного прецедента, закрепилась. Сейчас ни одна подземная стройка в Москве не обходится без участия компаний, имеющих разрешение на подземные работы. Ударное строительство метрополитена и тоннелей для транспортных развязок породило огромное количество , специализирующихся на освоении подземного пространства: "Метрострой", "Трансстрой", "Ингеоком", " ", "Мосинжпроект", ГРП-1, "Дорстрой" и другие. Тоннельная ассоциация России объединяет более 80 организаций по проектированию, и эксплуатации подземных сооружений. Значительная часть этих компаний работает по столичным заказам. "Однако нельзя сказать, что, например, "Мосинжстрой", "Метрострой", "Ингеоком" или "Трансстрой" занимаются только тоннельным и прокладкой коммуникаций. Это компании, способные возводить крупные подземные объекты", - говорит Маковский. Так, ГРП-1 занималась подземной реконструкцией Манежа. "Мосинжстрой" совместно с израильским архитектурным разрабатывает проектную документацию для ТРК под площадью Белорусского вокзала. Каждая такая имеет свою специфику и приоритеты. "У частных просто не хватит опыта для реализации подобных проектов", - полагает Закревский. Попасть на этот закрытый рынок можно только в сотрудничестве со "старожилами" подземного строительства. Например, "подземная" история "Ингеокома" началась с совместной с "Мосижстроем" на стройке под Манежной площадью. После успешного сотрудничества с "Мосинжстроем" на площадке под Манежной площадью "Ингеоком" построил подземный четырехэтажный паркинг на площади Революции. Отметим, что сплоченный "подземный клан", ревниво охраняющий свои привилегии, отнюдь не застрахован от внутренней борьбы. Так, "Ингеоком" в 1998 году "переиграл" в тендере на строительство подземной части центрального ядра "Москвы-Сити" компанию "Трансстрой". "За подземные подряды идет довольно жесткая конкуренция. Случайные компании сюда не попадают", - признается Маковский. Сейчас тендеры на большие подземные объекты проводятся в два этапа. По словам Маковского, первый этап - предквалификация (PQ) необходим, чтобы отсеять , которые хотят участвовать в , не имея ни технических, ни организационных обоснований. На втором этапе отобранные представляют свое видение , а также предполагаемую стоимость и сроки строительства. Иностранные компании тоже участвуют в тендерах, однако подземную часть масштабных строек, учитывающую особенности московских подземелий, как правило, доверяют российским компаниям", - объясняет Маковский. Впрочем, даже обзаведясь солидным партнерством со спецзастройщиком и получив зеленый свет от спецслужб, радоваться рано. Столичные власти демонстрируют крайнюю щепетильность при выборе инвестора и девелопера для своих подземных детищ. В большей степени их интересует не сам проект, а согласие инвестора принять назначаемые обременения. Иначе как объяснить многолетнее простаивание, казалось бы, привлекательных проектов в самом центре Москвы. Например, первый вариант застройки пространства под Пушкинской площадью был разработан известным архитектором Абдулом Ахмедовым еще до кризиса 1998 года. Однако окончательное "добро" на начало стройки было получено из уст главного архитектора Александра Кузьмина только в сентябре прошлого года. Сформировалась закономерность - подробности подземного появляются только вместе с утвержденным именем инвестора. Так, анонс стройки под Пушкинской площадью "совпал" с известием о новом соинвесторе строительства - турецкой компании "Гюнал Иншаат тиджарет ва Санаии А. Ш.". Условия получения этого подряда турками до сих пор не афишируются, и даже если тендер проводился, то его закрытость была абсолютной. транспортной развязки и подземного комплекса на площади Тверской заставы лежал "под сукном" почти десять лет и сдвинулся с места только в 2003 году, когда градостроительный совет при мэре Москвы одобрил концепцию реконструкции площади Тверской заставы, разработанную ООО "Автостоянка "Тверская застава". Год спустя заказчиком проекта строительства под Белорусской площадью была объявлена компания "Стройинком-К" (дочернее подразделение холдинга Africa Israel), которая, как выяснилось, двумя годами ранее стала владельцем ООО "Автостоянка "Тверская застава". Причины, предопределившие этот выбор столичных властей, остаются тайной и по сей . Недавнее заявление мэра Юрия Лужкова, назвавшего основного владельца Africa Israel израильского диамантера Льва Леваева "одним из самых крупных и желанных инвесторов в ", ясности в деле не прибавило. По данным компании "Стройинком-К", пятиуровневого подземного города под площадью Тверской заставы начнется уже в июне этого года.



Похожие статьи: