Дзенский подарок

За столетия, прошедшие с момента создания сада, символику его объясняли по-разному. По наиболее распространенной версии, белая галька означала водную гладь, а камни, разбросанные на ней, – японские острова. Существовало и мнение, что изображают тигрицу с детенышами, плывущую по реке белого песка к ужасному дракону. Одно время полагали, что композиция сада представляет собой иероглиф «сердце» или «ум». Словом, в зависимости от внутреннего состояния и силы воображения зритель мог самостоятельно создать любой образ и как угодно трактовать раскинувшийся перед ним пейзаж. Сегодня, по прошествию более чем пяти веков с момента создания сада, тайна дзенбуддистских монахов наконец-то разгадана. В результате топографического анализа было установлено, что группы камней, кажущиеся столь беспорядочно разбросанными по саду, на самом деле образуют совершенно определенный рисунок. Оказалось, что срединные оси сада составляют не что иное, как изображение дерева с ветвями! Невидимое человеческому глазу, оно растет из храмового павильона, того самого, откуда традиция предписывала созерцать сад. Была ли такая расстановка сознательной или же расположение выбрано интуитивно – кто знает? Хочется верить, что дело в интуиции. Ведь это еще раз подтверждает, что просветленное сознание являет собой изначально гармоничную аксиому. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА Мы не японцы. Я считаю, что не следует пытаться имитировать поверхностные проявления философии дзен-буддизма. «Разгадка секретов» знаменитых исторических садов напоминают мне о спекуляциях вокруг замечательных свойств египетских пирамид или о книжках серии «Фен-шуй для домохозяек». Смотрите на жизнь проще. Общее у всех классических японских садов – не притянутый символизм (круг – небо, квадрат – земля), а чистый и простой дизайн. Эта простота подчеркнута натуральными , отмеченными времени – посеревшими и растрескавшимися , заросших мхом и лишайниками каменными глыбами. Такой дизайн понимает важность обязательного наличия пустоты, то есть не заполненного ничем фонового пространства. Так же важны и другие элементы хорошей композиции – баланс и равновесие, ритм. Последний не является выбранным произвольно декоративным элементом, а следует непосредственно из традиционного , в основе которого лежит несущая тяжелую конструкция из бруса. Алексей СКИБИН, зам. ООО «СпецПаркДизайн» Чтобы создать ландшафт, который был бы гармоничным и радовал хозяина круглый год, необходимо учесть много факторов: климат, рельеф, почву, гидрологические условия, конфигурацию , открывающийся вид, а также стиль построек и личностные особенности, приоритеты владельца участка. Кроме того, нельзя забывать, что зеленые насаждения подвержены сезонным и временным изменениям. В течение года ландшафт меняется: по цвету, по степени затененности и т .п. В разные сезоны могут варьироваться открывающиеся виды, размер растений, их внешний вид, привлекательность. Понимать все это, помнить об этом, учитывать еще на стадии проектирования – может только специалист. Особенно это важно при создании сада в японском стиле, где должен быть подчеркнут естественный ландшафт, в который гармонично вписан мир человека, вещи, окружающие его. Современный предполагает не только строгое следование какому-либо определенному стилю, но и комбинирование, умелое, иногда неожиданное сочетание различных стилей. Татьяна ЖУКАВСКАЯ, специалист по связям с общественностью ООО «ВИСТА»



Похожие статьи: