Мини-продукты в мини-маркетах

Гипер- и мини-маркеты По словам Максима Карбасникоффа, директора по Европе, России и СНГ, Начальника отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle, сейчас наиболее популярными являются крупные гипермаркеты, такие как Ашан, О`Кей, METRO и подобные, находящиеся в пределах получасовой езды. Средний покупатель посещает такие магазины примерно от 2 до 5-6 раз в месяц. «Это один из основных существующих форматов, – говорит Максим Карбасникофф. – Но параллельно с этим развиваются и другие форматы торговли. В основном, это супермаркеты размером от 2 до 4 тыс.кв.метров. Супермаркетов так называемой «шаговой доступности» (или в пределах десятиминутной езды на машине) сейчас немного, но есть тенденция к их развитию. Дело в том, что в черте города достаточно сложно найти строения, площади которых можно адаптировать под современные супермаркеты с широким ассортиментом продукции и большим товарооборотом. Поэтому лучше развивать сеть мини-маркетов, «магазинов у дома». Этот формат станет достаточно популярным, так как, во-первых, проезд по городу становится все сложнее, на дорогах пробки, и это значительно усложняет выезды за покупками в гипермаркет. Во-вторых, развиваются крупные районы за МКАД, например, такие как Красногорск или Долгопрудный, где формат сетевых магазинов шаговой доступности так же обещает быть весьма востребованным». Продукты первой необходимости Идея «придомовых магазинов» не нова, подобный опыт уже существует за рубежом. «В иностранных государствах аналогом наших мини-маркетов являются «convenience stores», которые так же расположены либо в местах сложившейся массовой жилой застройки, либо на оживленных трассах, перекрестках, топливных заправках. В отличие от ассортимента супермаркетов, выбор продуктов в подобных магазинах не так обширен, а цены могут быть ощутимо выше. Помимо продуктов первой необходимости, как правило, акцент делается на табачных изделиях и алкогольной продукции. Несомненным преимуществом для потребителей помимо удобства расположения являются увеличенный режим работы, нередко круглосуточный», – рассказывает об особенностях данного формата торговли, управляющий директор CENTURY 21 Запад Евгений Скоморовский. Он указывает на то, что этот формат магазинов по-прежнему находится в стадии развития, причем подобная динамика присуща всем континентам. «Самой распространенной в мире сетью формата «convenience store» является 7-Eleven, работающая в 18 странах мира в Северной Америке, Азии, Австралии, а также в Скандинавии. В числе знакомых многим туристам можно отметить также сеть Spar Express, осуществляющую торговлю в большинстве европейских стран, Kesko (Финляндия), а также Tesco Express (Великобритания)», – говорит Евгений Скоморовский. Особенности формата Ведущий консультант «Магазин Магазинов» Марина Маркова отмечает, что формат «магазин у дома» достаточно своеобразный. Площадей, подходящих под этот профиль почти нет. «Если, например, в спальном районе освобождается 200 кв.м. (в проходном месте), то площади выгоднее сдавать маркам одежды, обуви, банку и т.д. Не каждый владелец согласится посадить в свое помещение продуктовый магазин, по понятным причинам: смена профиля, дополнительные затраты на электричество, проблемы с жильцами. Программа по строительству магазинов шаговой доступности, которая была предусмотрена городом, по нашим данным так и не реализовалась в таких масштабах, как планировалась», – считает Марина Маркова. «За границей существуют жесткие требования санитарного контроля и, соответственно, требования к помещению продуктового магазина. Не всякое здание в городе приспособлено под этот вид деятельности. Если говорить о порядках в нашей стране, то тенденции к снижению спроса в придомовых магазинах не существует. Магазинов рядом с домом не хватает. А  завоевать покупателя можно доступностью, местоположением, качеством, ценой, необходимым ассортиментом и аккуратностью представления товара. В этих позициях нет ничего особенного, но их сегодня не наблюдается ни у одной из сетей», – дополняет Руководитель направления торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Константин Сахаров. Директор департамента управления активами компании «Миэль — коммерческая недвижимость» Сергей Лобанов считает, что сейчас в некоторых в спальных районах существует профицит магазинов у дома. «Примером такого района может быть Марьино. Очевидно, что уровень конкуренции в таких районах высок, поэтому для привлечения потребителей необходимо большое внимание уделять качеству продуктов. Также стоит отметить, что лучше развивать полноценную сеть мини-маркетов, в которой может быть представлен широкий ассортимент продуктов ежедневного спроса», – говорит Сергей Лобанов. Как выжить на рынке? Действительно, учитывая все особенности данного формата, придомовым магазинам будет легче выжить и найти своих покупателей, если они будут являться частью единой сети супермаркетов разного масштаба. Сетевикам проще будет идти под единым брендом, для всей сети будут существовать единые бонусы и скидки, ценовая политика, привлекающие покупателя в любой из магазинов данной сети. О стремлении развивать сети мини-маркетов уже заявили многие компании,  в том числе X5 Retail Group N.V с проектом сетей «Пятерочка-Экспресс» и «Перекресток-Экспресс», «Мосмартик» в рамках проекта «Мосмарт» и др.  Рассказать подробнее о путях создания подобной сети мы попросили владельца франчайзинговой сети «Перекресток-мини», генерального директора компании «Экспресс-Ритейл» Валерия Тараканова: «На данный момент существует недостаток современных супермаркетов в районах старой застройки и определенный баланс подобных магазинов в новых районах. Конечно, каждый район имеет свои особенности развития и свои нюансы с вопросом размещения супермаркетов. Мы сейчас занимаемся магазинами малого формата, до 200 кв. метров, традиционно они размещаются рядом с офисами или в самих офисных зданиях. Наша сеть развивается на основе франчайзинга. То есть в районах старой застройки идет перепрофилирование имеющихся магазинов, владельцы магазинов получают от нас имя, технологию, и, что самое главное, закупочные цены и логистику. Это основное направление развития сети наших мини-маркетов в старых районах с достаточно плотной застройкой». Место для мини-маркета Как мы уже отмечали, найти площадь для мини-маркета в районах старой застройки бывает достаточно непросто, варианты размещения магазина на первых этажах жилых домов или в пристройках к ним не всегда приемлем. «Если рассматривать жилые дома старой постройки, то, безусловно, «присутствие» магазинов может мешать жильцам. Найти площадь для таких магазинов в центре города очень сложно, более того, высокие арендные ставки не дают возможность для открытия мини-маркетов», – напоминает Сергей Лобанов. Что же касается новостроек, то эти здания проектируются в соответствии с потребностями рынка, и площади под магазины шаговой доступности закладываются заранее. «Если говорить о мини-маркетах, то их площадь может составлять от 200 до 500 кв.м. Такие объекты являются помещениями свободного назначения и формат их использования определяется собственником. Относительно магазинов или предприятий бытовых услуг, которые располагаются на первых этажах новостроек, стоит отметить, что строительство новых жилых комплексов изначально предусматривает их необходимость, с учетом комфортного проживания людей», – рассказывает Сергей Лобанов. По мнению Евгения Скоморовского, несмотря на то, что при размещении магазинов шаговой доступности, а также других инфраструктурных объектов на первых этажах жилых зданий неизбежно возникают определенные неудобства для жильцов (например, появляются проблемы с парковкой, вывозом мусора), однако преимущества подобного соседства перекрывают возможные минусы. Поэтому даже в сложившихся жилых кварталах регулярно открываются новые магазины и предприятия бытовых услуг, а инвесторы готовы преодолевать возникающие бюрократические барьеры и даже вкладывать средства в выкуп расположенных на первых этажах квартир с последующим их переводом в нежилой фонд. «Не первый год на различных уровнях обсуждаются вопросы строительства небольших многофункциональных комплексов, в которых располагались бы предприятия потребительского рынка шаговой доступности, досуговые заведения и т.п. К сожалению, реальных активных действий в этом направлении не видно. Хотя данный формат востребован как малым предпринимательством, так и солидными игроками потребительского рынка»,– уверен Евгений Скоморовский. Источник: .



Похожие статьи: